среда, 13 августа 2014 г.

Священное озеро Тяньчи, горы Чанбайшань (Китай)

Продолжая тему путешествий с ребенком, расскажу о нашей поездке прошлым летом на Небесное озеро (Тяньчи) в горах Чанбайшань. Алисе на тот момент было около 1,5 лет. Очень долго собиралась написать в блоге об этой поездке, ага:) Вот картинка для затравки:)

Начну с того, что ЮНЕСКО внесла эту точку в список мест всемирного наследия. Жители Китая и обеих Корей считают своим священным долгом посетить легендарные гору и озеро, а туристы из других стран здесь пока встречаются крайне редко.

Самое высокое плоскогорье восточной Евразии, Чанбайшань, находится на границе Китая (провинция Цзилинь) и Северной Кореи (провинция Янгандо). Самая верхняя точка - вулкан Байтоушань (2700 м.), название переводится с китайского как “гора с белой шапкой”. Корейцы называют гору Пэктусан (“белоголовая гора”). Вокруг жерла вулкана 16 вершин высотой более 2500 м. В последний раз вулкан извергался в 1903 г. Но каждый год он растет на 3 мм., и это значит, что движение магмы продолжается. В 1979 г. окрестности вулкана со стороны обеих стран объединены в международный биосферный заповедник.

Гора  - одна из 10 самых известных в Китае, а для корейцев Пэктусан священен. По легенде здесь родился Тангун, основатель нации. Отцом его был бог Хвануна, а матерью -  женщина-медведица. Вулкан фигурирует в текстах гимнов обеих Корей, у Республики Корея он изображен на гербе. Северные корейцы верят, что в горах родился Ким Чен Ир (советские и китайские специалисты оспаривают эту информацию). Есть здесь и свое чудовище (чудовища), по сведениям очевидцев выныривающие из вод озера.

Лучший период для восхождения - с июня по сентябрь. Летом температура около 18 °C, зимой падает до жутких - 48. Наш переводчик указал на серпантине, ведущем на гору, на памятник метеорологу, замерзшему во время одной из холодных зим. Снежная шапка на вершине лежит по 8 месяцев в году; увидеть нереальную изумрудно-бирюзовую гладь Небесного озера можно в течение совсем короткого промежутка.

Ездили семеро взрослых + наша дочка. Китайского никто не знает, английский здесь не в почете, поэтому самостоятельно поехать не решились, купили путевки (14600 с носа). Сюда входил авиа-перелет (это было важно, чтобы минимизировать дискомфорт длительного путешествия для ребенка), гид-переводчик, проживание, завтрак и в некоторые дни ужин, входные билеты на основные достопримечательности. Предполагаемый маршрут: самолетом до Янцзи, потом микроавтобусом  в местечко Эрдаобайхэ, находящееся у подножия гор. Там живем два дня, осматриваем заповедник и окрестности. После возвращаемся назад в Янцзи, смотрим город (2 дня), развлекаемся, шоппимся (при желании).

Должны были лететь 31.07.2013 г. Буквально накануне звонит представитель фирмы, традиционно, с 2 новостями. Блин, обе были плохими: они не смогли купить билеты на самолет туда (предлагают замену на автобус) - это раз. А два - если с погодой не повезет, то и озера мы не увидим!:( Естественно, мы погоревали этим изменениям, но решили не отменять поездку, поскольку уже настроились на путешествие. Нам пообещали вернуть часть оплаты и повысить класс номеров в Янцзи.

Итак, едем на автобусе до таможни в Краскино, достаточно быстро проходим. В Хунчуне нас встретил китаец Леша, поели в местной забегаловке. Дальше двинули на его микроавтобусе в Эрдаобайхэ. Достаточно хорошие дороги (местами платные), ухоженные клумбы по краям, множество туннелей,  деревни с китайскими и корейскими домами, бесконечные поля. Население тут делится практически пополам, распространены смешанные браки.

Приближаемся, остановились на видовой. Продают здесь всякие дикоросы и коренья.

Алиса прямо в пижаме, т.к. утром ее сонную забрали из кровати:)

Эрдаобайхэ находится примерно в 20 км. от заповедника, раньше тут проводились лесозаготовки. Туристическая инфраструктура не очень-то развита, сезон длится 3-4 месяца в году. Из местных “достопримечательностей” - музей заповедника,  строящееся футуристическое здание, речечка с рукотворным водопадом (за ней квартал с более богатыми домами),  парк с танцами и песнями, супермаркет. Еще на входе во многие дома и магазинчики сушатся и продаются коренья и грибы.

Поселились в Grren Lake Hotel (дыра!).
Персонал не понимал по-русски или по-английски, поэтому жестами пришлось показывать, что надо бы пропылесосить пол в номерах. Рядом с гостиницей было несколько вот таких Трансформеров и Чужих.

Утром на следующий день спустились на завтрак и были неприятно удивлены “меню”. Рисовый отвар, паровые булки, несколько острых салатов из огурцов и травы, вареное яйцо (строго по одному в руки). Местные туристы если с аппетитом.

Погрузились в свой микрик и поехали в Каменный лес, это вулканический каньон длиной около 5 км. Вход

Идем по деревянным мосткам, куча групп, у гидов громкоговорители:(( Роднички со своими легендами, домик охотника.

Разные каменные изваяния

Далее отправляемся в заповедник. Визит-центр похож на вокзал. Леша сказал нам “ждите здесь” и пошел покупать билеты. Увидели мы через час - и почему он не сделал этого заранее? Конечно, может быть, что их надо приобретать день в день... Со слов гида, в это время на гору поднимается примерно 40 тысяч туристов ежедневно. Садимся на автобусы, которые курсируют внутри парка. Они довозят до 70-метрового водопада, который как раз вытекает из Небесного озера.
Проход к водопаду и подъем по бетонной дороге к озеру, к сожалению, закрыты. Якобы по причине возможности землетрясений и камнепадов. Поэтому просто прошлись по деревянным мосткам до самой дальней возможной точки, пофотографировали.

На обратном пути поели кукурузы, сваренной в горячих минеральных источниках. Примерно таких, только глубже:)
Заглянули в местную едальню (шведский стол за 65 юаней). Выглядело не очень аппетитно, поэтому мы купили там каких-то сосисок (тоже отстой). Лучше брать еду с собой.

Посетили несколько небольших озер. Зеркальное (Серебряное) озеро тихое, малолюдное. А в рукотворном Зеленом плавают рыбки и устроен водопадик.

И тут мы встали в очередь из китайцев и корейцев, которые ждали подъема к Небесной заводи. Ждали около часа, все на нас смотрели - мы были единственными "белыми", да еще и с малышкой. Наконец сели в микроавтобус, который должен доставить нас на вершину горы по серпантину из бетона (одновременно там ездит около 160 машин).

Подъем - своеобразный  аттракцион по типу американских горок:) Водители несутся как потерпевшие, развлекая себя визгами туристов. Было реально страшно, т.к. вокруг сплошные обрывы. Ближе к вершине очень красивые "альпийские" виды.
Иногда набегали густые облака, мы гадали, увидим ли озеро. Туристов на тропу пропускают военные. Ура, вот и оно!
Тяньчи (по-корейски Чхончжи ) - это заполненный водой кратер вулкана (извергся в 964 г.). Длина береговой линии около 14 км., средняя глубина  - 200 м. (максимальная 370 м.) Вода не нагревается выше 10 градусов.
Вон, кстати, дорожка со стороны Северной Кореи. Там туристов не видно: страна почти не принимает иностранцев, инфраструктура с той стороны не рассчитана на большой поток. Хотя говорят, что виды оттуда еще более захватывающие.

Вода обалденного цвета, причем совершенного разных оттенков! Окружающие камни рыжей породы, зелень по склонам - красота! Бери и щелкай панорамы:) Движемся по огороженным дорожкам, народу много, ребенок приснул.  Периодически на гору набегают облака.

А еще поговаривают, что там водится “чудовище” (первые очевидцы говорят, что оно появилось после 1903 г., когда вулкан проявлял последнюю активность). А за 5 дней до нашего визита появилась новость о еще одном случае.

Озеро довольно растянуто, это мы уже переместились к дальней части.

Очень хочется спуститься вниз, да и вообще, остаться хотя бы на недельку. Встречать восход солнца и любоваться закатом. Эх!
Но надо возвращаться, следующая точка маршрута - Подземный лес. Назван так, поскольку некоторые участки опустились вниз из-за движений земной коры.

Ничего сверхъестественного там нет, растительность сильно напоминает дальневосточную тайгу. Но после столпотворения на вершине здесь было так малолюдно, так спокойно, к тому же играет тихая музыка.  По периметру парка проходит хорошая деревянная дорожка, ее длина - несколько километров.

После прогулки мы заехали на горячие источники. За 100 юаней можно поплюхаться в 2 бассейнах с минеральной водой (50-60 градусов). В программе тура был еще и сплав, но что-то мы передумали, на сегодня было достаточно.

На следующий день мы поехали обратно в Янцзи, по дороге завернули на ферму оленей (продают панты, женшень, дикоросы, чаи и прочее для туристов). О нашем досуге в городе напишу в следующий раз.

1. Катя, спасибо за рассказ! Читала с большим интересом, тем более в Китае никогда не была... Виды на озеро просто завораживающие!

2. Китай очень разный. И такой, и грязный, суетный приграничный, и развитый в крупных городах. Знаю, что москвичи в Пекин летают за шубками:)) Одну себе, другую на продажу - и путевка окупается:))

3. Ох, как красиво. Сколько воздуха, простор.
    Вы молодцы, я детей в Европу за солбой таскала всегда, а в Китай точно побоялась бы.

1. Да, так хотелось этим дольше любоваться - в разное время суток, с разных точек, но в рамках турпутевки это невозможно, кс ожалению:(
      Она у нас путешественница, уже много где побывала! Мы бы с удовольствием и в Европу полетели вместе, но нам далековато, поэтому осваиваем близлежащие страны: Китай, Вьетнам, Гуам:)

4. Невероятная красота!!! Спасибо, Катя, за обзор! Захотелось тоже побывать в этих местах.
    Рада знакомству!

1. Вам, Жанна, ведь тоже не так далеко. Так что, может, побываете?:)
      Теперь ваши посты вдвойне интересно читать, хотя и очень грустно - наши воспитатели пока не то, что такие интересных занятий не проводят, но даже зарядку по утрам не делают и карандашей в руки детям не дают.